EURASIA

Оперативный ремонт и обслуживание карьерной спецтехники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Чем отличается обслуживание карьерных машин от строительных
  • Об основных ошибках при эксплуатации горного оборудования
  • Почему важно контролировать уровень масла
  • Как взаимосвязаны графики эксплуатации и ремонта техники

Время прочтения: 4 мин.

Виктор Ставинский

Эксперт: Виктор Ставинский

Заместитель директора департамента технического обслуживания Hitachi Construction Machinery Eurasia

Если сравнивать обслуживание карьерных машин и спецтехники другого назначения, каковы будут главные различия и особенности?

Карьерные машины работают практически круглосуточно в отличии, например, от строительных, которые обычно используются в дневную смену. У всех видов современной техники, не только горнодобывающей, интервал проведения ТО по регламенту составляет 250 моточасов – что соответствует интервалу замены масла в двигателе. Интенсивно эксплуатирующиеся машины, в том числе горнодобывающие, достигнут такой наработки менее чем за две недели.

В России горнодобывающая техника зачастую работает в четвертой и особой климатических зонах и всегда находится в режиме высокой нагрузки. Поэтому при использовании компромиссных смазочных материалов или установке неоригинальных деталей существует риск аварийной остановки оборудования. А потери от незапланированных простоев значительно больше экономии на расходниках. Поэтому современные эксплуататоры, будь то непосредственно недропользователь или подрядная организация, как правило, не экономят на качестве расходных материалов и регулярности обслуживания.  Однако в тех отраслях, где к технике не предъявляются высокие требования по технической готовности, использование расходников от непроверенных поставщиков случается нередко.

Поскольку в горнодобывающей отрасли жизнь машины протекает более динамично, компании регулярно проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение аварийных отказов – ППР (планово-предупредительный ремонт). Есть рекомендованные производителем интервалы замены каждого агрегата в машине. Основываясь на этих данных, персонал заказчика и дилера совместно следят за динамикой состояния, с учетом текущей наработки машины и раз в полтора-два года готовятся к проведению ППР, в ходе которого снимаются все основные компоненты: двигатель, гидронасосы, гидромоторы, гидроцилиндры, редукторы поворота и хода и т.д. Их заменяют на новые или восстановленные, либо ремонтируют. Такие ремонты привлекают значительные финансовые траты и достаточно сложны с точки зрения организации и логистики, поэтому собственник техники совместно с дилером приступают к подготовке за несколько месяцев, а иногда и за год, чтобы успеть подготовить все необходимые узлы и агрегаты. В таком случае плановый ремонт займет две-три недели, если же заранее ничего не было подготовлено – может непредсказуемо затянуться.

Насколько современная эксплуатация горных машин в России соответствует их технико-эксплуатационным характеристикам и рекомендациям производителя?

В этом вопросе следует исходить от обратного: любой продукт должен соответствовать запросам потребителя. Так и с карьерными самосвалами и экскаваторами: это характеристики машины должны удовлетворять условиям эксплуатации, а не наоборот. С другой стороны, создать идеальную машину невозможно, и поэтому ограничения по применению возникают естественным образом. Об этом говорится в инструкции по эксплуатации, чтобы оператор мог соблюдать безопасную и безаварийную работу.

Здесь можно рассказать о нескольких случаях, которые мы рекомендовали бы избегать:

  1. Наверное, самый типичный пример — это выемка плохо взорванного грунта при помощи гидравлического экскаватора. Такая машина рассчитана на работу с достаточно хорошо фрагментированной породой. В ином случае ухудшается производительность, возрастает нагрузка на рабочее оборудование и требуется больше усилий для наполнения ковша. При этом многое зависит от навыков оператора: «неудачные практики» (назовем это так) могут привести к порванному ковшу или погнутому гидроцилиндру. Конечно, опытный и везучий сотрудник, скорее всего, этого избежит. Но в такую лотерею лучше не играть.
  1. Еще одна «классика» — замещение функций бульдозера или бутобоя (машина, предназначенная для разбивания невзорванных фрагментов, по сути — тот же гидравлический экскаватор у которого вместо ковша установлен гидравлический молот) гидравлическим экскаватором. Бывают случаи, когда оператор экскаватора вынужден «избавиться» от невзорванного негабаритного фрагмента породы и начинает разбивать его ковшом или перемещать боковой стенкой ковша. Злоупотребление такими действиями приводит к трещинам на рукояти, стреле или ковше вследствие приложения нештатных нагрузок.
  1. Третий пример — это применение экскаватора в конфигурации обратной лопаты (который предназначен для выемки грунта ниже уровня стоянки машины) для верхнего черпания. Дело в том, что сама форма стрелы и рукояти такой машины не предназначены для копания выше уровня стоянки, и поэтому при верхнем черпании возникают «непредусмотренные» напряжения, которые потенциально могут привести к возникновению трещин.

Описанные выше примеры — это единичные случаи, которые в наших широтах не встречаются очень часто. Из наблюдений за работой и общения с клиентами мы понимаем, что рекомендации производителя, доносимые через инструкции, в основном соблюдаются. Что мы хотели бы увидеть среди отечественных клиентов как можно скорее, но пока что почти не наблюдаем? Это ежесменный осмотр техники оператором согласно заводским картам. Вместе с каждым карьерным самосвалом и экскаватором Hitachi в комплекте документации поставляется карта и бланк ежесменного осмотра. В ходе осмотра оператор заполняет формуляр с информацией о техническом состоянии машины и передает его в службу эксплуатации. Такие меры позволяют быстро выявить возникновение течи или трещины и устранить неполадку. Еще один «побочный» положительный эффект: при постоянном осмотре оператор лучше изучает свою машину и способен выявить малейшие изменения в ее состоянии.

Есть еще одна достаточно полезная практика, которую клиенты в России соблюдают далеко не повсеместно — регулярный анализ масел. В основном на сегодняшний день анализ масла делается по факту отказа, чтобы определить причины выхода из строя. В то время как при постоянном мониторинге проб можно эффективно наблюдать за состоянием агрегата и прогнозировать его замену. Также, контролируя состояния масла в агрегате, можно производить замену масла не по усредненному интервалу, а в зависимости от состояния. Поэтому регулярный анализ масла помимо точного понимания текущего состояния еще дает положительный экономический отклик.

 

Как можно оценить соблюдение графиков эксплуатации и ремонта техники добывающими компаниями?

К сожалению, когда приходят сложные времена, (к примеру, как сейчас, когда цена на уголь далеко не самая высокая), предприятиям приходится экономить, в том числе на обслуживании техники. Но в добывающих компаниях понимают, что эффективно работающая машина оперативно окупает все затраты на ТО и продолжает приносить прибыль, поэтому стараются проводить обслуживание вовремя.

У нас есть пример, прекрасно иллюстрирующий разницу между превентивным типом обслуживания и обслуживанием по факту отказа. Мы наблюдаем за работой двух экскаваторов Hitachi EX3600, которые с разницей в один месяц были запущены в эксплуатацию на разных предприятиях в 2013 году. На одном обслуживание машины проводилось только превентивным образом, а на другом — по факту аварийной остановки. В первом случае экскаватор за семь лет интенсивной эксплуатации наработал на пять тысяч моточасов больше — это восемь месяцев работы. При умножении этого периода на средний суточный план по добыче получается весьма внушительная величина.

Поэтому совместно с нашими дилерами мы проводим различные программы по поддержке горнодобывающих клиентов. Это и восстановление агрегатов на базе ремонтных цехов в Новокузнецке и Караганде, и целевые программы поддержки клиентов по проведению капитальных ремонтов. То есть делаем все возможное для того, чтобы заказчики не переходили на «аварийщину». И главный союзник для клиентов здесь это официальный дилер – он обладает всеми профессиональными знаниями и навыками, чтобы помочь клиенту добиваться высокой производительности, минимизировать простои и в конечном итоге достигнуть целей бизнеса. Как показывает практика, доверяя рекомендациям дилера, наши клиенты всегда остаются в плюсе и значительно улучшают производственные показатели.

Материал был подготовлен для журнала Прогресс технологий.

Контакты

0 Сравнить модели

x

Скачать брошюру

Скачать брошюру
Sending
Начать загрузку